Правила семейного воспитания
- 25-05-2014, 19:21
- Консультации
- Автор: admin
Сент-Экзюпери говорил, что жизнью и смертью человека приходит и уходит целая вселенная. Э та вселенная начинает свое существование не с первым криком младенца, а задолго до появления его на свете. Не случайно ученые-медики, наблюдая за поведением новорожденных, допускают мысль о необходимости новой научной дистиплины – эмбриональной педагогики. И это не парадокс. Сегодня даже неспециалистам известно, что образ жизни матери, ее переживания,питание, характержизнедеятельности существенно влияют на развитие нервной системы будущего ребенка. Эмоциональное равновесие матери, ее родных и близких имеет прямую связь с особенностями психики и нервной системы ребенка.
Исследователи отмечают чрезвычайно острую реакцию будущего ребенка на все то, что происходит с его матерью. Известный американский дирижер Брот вспоминает, как в молодости он начинал впервые играть некоторые музыкальные фрагменты и с удивлением чувствовал, что музыка ему знакома, не открывая следующую страницу нот, играл продолжение, и, каквыяснилось, очень точно. Оказывается, его мать любила эти произведения и часто играла их дома во время беременности. Можно верить и не верить подобным свидетельствам, но их становится слишком много, чтобы ими пренебрегать. За рубежом начались прямые эксперименты. Оказалось, что плод на определенной стадии развития обладает слуховыми, сенсорными и другими реакциями. Он отодвигается, если врач нажимает на живот матери, гримасничает, если матери делают больно, ведет себя беспокойно, если действуют сильные внешние раздражители.
Дело не только в переживаниях матери, но и в ее выдержке. Если она умеет спокойно относиться к неприятностям, будущий ребенок развивается нормально. Если мать нервничает, не в состоянии справиться со своими чувствами, курит, употребляет алкоголь, наркотики и т.п., ребенок рождается с отклонениями в развитии.
Однако самое важное: хочет мать иметь ребенка или нет. Если она ждет ребенка с радостью, то и стрессовые состояния не оказывают на плод существенного влияния. Но если мать стремится избавмться от него, рождаются дети, которые всегда отличаются повышенной нервозностью, эмоциональной неуравновешенностью или страдают врожденными болезнями. Дружеская попойка, сигарета, выкуренная после рюмки вина, ссора, слезы – все это воспитательные акты отрицательного порядка.
Образ жизни дошкольника требует определенных норм поведения взрослых в семье. С ними можно ознакомиться в книге Б.Спока «Ребенок и уход за ним».
1. Соблюдать режим всегда, во всем без исключения. Режим – это тренировка полезных реакций, воспитание здоровых привычек, без которых трудно жить малышу.
2. Сохранять спокойную, деловую атмосферу в семье. Никаких криков, тем более брани, истерик. Где кричат родители, там чаще плачут дети, где они чаще плачут, там больше нервозности и ссор между родителями.
3. Не приучать малыша к рукам. Это начало избалованности, это будущие «маменькины хвостики», которые ни минуты не могут жить, если на них не обращать внимания. Над кроваткой могут висеть гирлянды игрушек, меняя которые родители приучают ребенка к самостоятельным играм. При этом с ребенком надо постоянно общаться, что чрезвычайно важно для его развития, дать ему возможность получать рознообразные впечатления. Замечено, что интерес к информации в последующие возрастные периоды зависит от того, как много впечатлений ребенок получал в детстве до трех лет. Малышу нужны впечптления, как пища для организма.
4. Люди, игрушки и природа – основные источники положительной информации. Лучшие впечатления – от природы. Поэтому малышу полезно как можно больше находиться на природе, особенно летом. Когда ребенок подрастет, лучше всего с ним
5.
6.
7. вместе ходить по лугу, лесу, собирать ягоды, грибы, гулять в городском сквере, работать в своем саду. Ребенок растет, он должен двигаться. Игра, прогулка или любой самый маленький труд – это уже система организованных движений, а значит, и воспитательный процесс.
8. Организовывать подвижные игры. Ребенок любит играть. Но игра должна быть такой, чтобы способствовала развитию скоординированных движений, учила управлению своим телом. Игр очень много, но для малыша важнейшие – подвижные игры.
9. Сдержанность при высказывании недовольства поведением ребенка и категорический отказ от любых физических наказаний.
10. Не приучать ребенка жить по команде и указке взрослых. Развитие психики маленького человека – это развитие его самостоятельности. Рано или поздно чрезмерный страх за ребенка, назойливое напоминание о том, что ему можно делать, а чего нельзя, - воспитывают безвольного, нерешительного человека.
11. Нормировать детские впечатления. Их обилие порождает целый ряд трудностей в поведении. Ребенок перевозбуждается, не может спокойно засыпать. От обилия впечатлений устают органы чувств и нервная система, и ребенок перестает реагировать на внешние влияния, ему начинает все надоедать. Часто по этой причине возникает рассеянность, которая особенно сильно проявляется в школьном возрасте как результат постоянного эмоционального переутомления.
12. Исключить болезненную реакцию на плач ребенка. Детское горе и детские слезы трогают сердце самого черствого человека. В Древней Индии говорили: «Утешь плачущего ребенка: для Будды это дороже тысячи молитв тысячи людей». Плач – это сигнал бедствия, крик о помощи малыша, который не может словами сказать, где и что у него болит. Плач – это призывы о помощи ребенка, которого несправедливо обидели, у которого отняли любимую игрушку. Прислушапйтесь к детскому плачу, как много в нем заключено информации! Чуткая мать очень быстро заметит, что сильный, но довольно спокойный плач означает: «Хочу есть!», заливистый, частый- «Мне больно!» и т.д. Все это святые детские слезы, увидев их, взрослые говорят: «Не плачь, малыш! Успокойся, маленький. Давай, я тебе вытру глазки. А теперь улыбнись! Вот, молодец!» И помогают исправить несправедливость, уменеьшить боль, утешить.
Некоторые мамы сетуют на судьбу: «Кричит день и ночь! Сил никаких нет!» другие говорят довольно: «Ф мой спокойный. Почти никогда не плачет. Ничего не требует!» и в том, и другом случае злишек плача или его недостаток опасны. Кто беспокоен, часто плачет, невольно своим криком выводит из строя свою нервную систему. У ребенка вырабатывается искаженная потребность в отрицательных переживаниях. К двум – трем годам у такого малыша могут развиться капризы, образоваться невроз. А чрезмерно спокойный ребенок может вырасти вялым и апатичным.
Детский плач может быть показателем обилия впечатлений. Сигналом: «Пора отдохнуть!» Свой оттенок имеет и плач ребенка, который не получил нужной доли впечатлений. Даже взрослые иной раз после скучног, серого дня по непонятным причинам иногда из – за пустяков начинают раздрожаться, резко реагируют на замечания. С детьми происходит нечто подобное: один выплачется и быстро успокоится, другой может плакать долго и безутешно, казалось бы, по совершенно непонятным причинам.
Иногда плачявляется выражением каприза или упрямства. Стараясь добиться своего, ребенок настаивает на выполнении своих желаний. А потом начинает их диктовать, навязывать свою волю. И все сильнее сопротивляется родительскому требованию.
Все эти разновидности детского плача свидетельствую о психическом развитии, нормальном или таящем в себе определенные опасности.
Перечисленные правила не только сохраняют здоровье и обеспечивают нормальное развитие ребенка, но и создают благоприятные предпосылки для будущей учебнойдеятельности.
Поступление ребенка в школу требует от родителей соблюдения новых правил поведения.
1. Прежде всего меняется режим дня ребенка.родители следят за тем, чтобы у сына или дочери были достаточный по продолжительности сон, точно установленное время подъема и отхода ко сну, регулярный прием пищи, отдых на свежем воздухе, точное время приготовления уроков – с 16.00 до 18.00, если ребенок занимается в первую смену, и с 8.00 до 11.00, если во вторую.
2. Забота об устойчивости работоспособности и внимания ребенка. Для этого родители приучают его доводить начатое дело до конца, учат наблюдать мир и размышлять над тем, что он видит. Если возник такой недостаток, как невнимательность, или стала падать работоспособность, то лучше всего опираться на непроизвольное внимание, интерес к чему – либо. Его всегда возбудить, поддержать, развить. Привыкнув выполнять ту или иную работу с увлечением, ребенок быстро развивает свое внимание. Родители же иной раз делают наоборот: лишают его возможности выполнять интересное дело или гулять на улице: «Пока не выполнишь домашнее задание – гулять не пойдешь!» Принуждать учиться, трудиться, забывая, что важнее приохотить к учению, к труду.
Белее века тому назад Н.А. Добролюбов писал: «…Система – клин клином выбивают – давно известна. Дитя боится темноты, - его запирают в темную комнату; дитя питает отвращение к какому – нибудь кушанью, - его целуюнеделю,кормят нарочно этим кушаньем; дитя любит сидеть за книжкой, - его посылают гулять; оно хочет бегать – ему велят сидеть на месте, - и это делается весьма часто не из сознания необходимости или пользы того, что приказывают, а из чистых и бескорыстных педогогических видов, - чтобы приучить ребенка к послушанию… Наши воспитатели просто говорят: «Нужнопривыкать к покорности; если теперь егохарактер не переломить, то уже после поздно будет».
…Уверяют, что послушанием укрепляется сила воли! Да помилуйте, ведь это все равно, как если бы я, уничтожая всякий порыв рассудка в моем воспитаннике, каждый раз говоря ему: «Не рассуждайте!» - вздумал бы вывести такого рода заключение: «Этим развиваются его умственные способности, потому что он должен соображать внутренне и взвешивать справедливость моего мнения и несправедливость своих возражений»… И как легко таким образом воспитывать детей!..
Но чего вы хотите, спросят нас. Неужели же можно предоставить ребенку полную волю, ни в чем не останавливая его, во всем уступая его капризам?
Совсем нет… Мы хотим, чтобы в воспитании господсчтвовала разумность и чтобы разумность эта ведома была не только учителю, но предоставлялась ясною и самому ребенку.
А разумности в детях гораздо больше, нежели предполагают…»
3. Развитие внутренних сил ребенка, опора на его активность, потребности, интересы,
увлечения. Только развивая эти силы, можно управлять его духовной жизнью.
Всякое навязывание чужой воли воспринимается не только взрослым, но и ребенком
всегда негативно. Поэтому воспитывать – не значит кричать: «Не смей!», «Стой!»,
«Вернись!», «Нельзя!», а говорить : «Думай!», «Иди!», «Действуй сам!» Все
трудности воспитания младшего школьника связаны с мерой любви и
требовательности к нему, его свободы и подчинения, доверия к ребенку и
ответственности его перед другими.
4. Правильная установка на потребности детей. Естественно, что мы желаем детям счастья, но какого? Мы, взрослые, радуемся свежему воздуху, доброму здоровью, хорошему аппетиту, крепкому сну. Пожалуй, все поведение человека так или иначе связано с удовлетворением естественных потребностей в сне, отдыхе, пище и основных духовных потребностей – в общении, впечатлениях, самовыражении, самоуважении, в деятельности. За любым поступком ребенка также проглядывают его потребности. В сущности своей они одинаковы, а вот проявляются по – разному. Это зависит от многого: воспитанности ребенка, его духовного и физического развития, остроты (или актуальности) самой потребности. Когда хочешь пить, холодная ключевая вода особенно вкусна, когда физически устал – крепок сон, когда очень голоден – радует простая пища. За плечами большинства дедушек и бабушек голодные годы войны, когда вдоволь поесть было величайшим удовольствием, а кое – чем накормить детей – основной заботой. Сегодня родители решают другую проблему: как разнообразнее и вкуснее накормить ребенка. Капризы за столом стали обычным явлением. Возмущение вызывают бесконечные уговоры и упрашивания:»Чего хочет детка? Что надо маленькому? А теперь вот этот кусочек съешь! Еще одну ложечку за мамочку, ведь ты ее любишь? А теперь за папочку!» Похоже на то, что еда нужна ребенку не для нормального роста и развития, а взрослым для их душевного равновесия.
Удовлетворять потребность надо тогда, когда она дает о себе знать: спать, когда
хочется; есть, когда этого требует организм; пить, когда одолела жажда. Сразу
возникает множество возражений: а режим, витамины? Разве можно все пустить на
самотек?
Что ж, прислушаемся к специалистам по детскому питанию, физиологам,
гигиенистам. Суть их высказываний одна: человек – саморегулирующаяся система. В
нормальном организме ребенка все естественные потребности саморегулируются,
важно только не разрушить механизм питания, сна, работоспособности.
.. Я сижу за столом с молодой женщиной. Еда в ресторане приготовлена прекрасно.
Но моя соседка, поковыряв в тарелке, не съев и половины, отодвигает пищу от себя.
- Неужели не вкусно? – удивляюсь я.
- Да нет, наверное, вкусно. Но что – то не хочется. 26 лет живу, а вот ни разу не
испытала удовольствия от еды. Говорят, надо, вот и ем.
- Простите, разве так может быть? Молодая женщина задумалась и рассказала:
- С детства меня пичкали всем самым вкусным с точки зрения взрослых. Говорят,
любила молоко. Но однажды бабушка купила сливки и накормила ими сверх меры, до
тошноты. С тех пор не стала есть молоко и до сих пор не люблю. Потом наступила
очередь других продуктов. Дело не только в том, что меня перекармливали то
бананами, то яблоками, то пельменями. Просто сама система моего питания была
какой –то ненармальной. Утром бабушка спрашивала меня, что я хочу на завтрак,
чтопритготовить к обеду, что купить на ужин. Сначала я называла вкусные вещи,
потом все надоело и я чаще говорила: «Ничего не хочу».
Я ни разу в жизни не была голодной, привыкла к лакомым блюдам, а потом аппетит
полностью исчез. Я думаю, это была защитная реакция организма от угрозы
переедания, которая меня преследовала всю жизнь».
Она права, эта молодая женщина. Только последствия перекармливания бывают
разными. Кто-то, как и она, на всю жизнь потеряет интерес к вкусной и здоровой
пище, никогда не познает элементарной человеческой радости – поесть с аппетитом.
Кто-то привыкнет к перееданию, станет уродливо толстым, эмоционально ранимым.
Наверное, не стоит бояться, что ребенок, заигравшись, порой забывает о еде.
Проголодается – лучше почувствует вкус пищи. Есть еще одна особенность. Если
всегда все по правилам, организм может не выстоять в непривычных условиях. К
примеру, в газете была заметка о том, как деревенский мальчишка заблудился в тайге.
Нашли его через две недели. Он выжил, питаясь одними кореньями и ягодами. Другой
ребенок – изнеженный, закормленный в этом случае, наверно бы, погиб. Трудности,
испытания, ограничения нужны растущему организму для его жизнеспособности, их
не надо бояться.
5. Сдержанное поведение родителей при болезни ребенка. Детство не бывает без болезней. Есть мудрые книги о закалке организма, о режиме дня и питания, есть простейшие советы, как сберечь здоровье ребенка. Но лучшее лекарство – солнце, воздух и вода. Даже больному ребенку врачи советуют бывать на свежем воздухе. Природа, окружающий мир отвлекают ребенка от недуга, он больше двигается, интенсивнее идет обмен веществ, быстрее наступает выздоравливание.
Особо следует сказать о правильном поведении при упрямстве ребенка. Возраст упрямства обычно наступает к 2,5 -3 года. Родительские требования встречают растущее сопротивление ребенка. На их предложения поесть, погулять часто следует:»Нехочу», «Не пойду», «Не дам». Настойчивые, однотипные предложения взрослых надоедают ребенку, и он начинает упрямиться. Он хочет самостоятельности. Чем больше самостоятельности ему предоставляется, тем меньше проявляется упрямство.
Упрямство не стоит преодолевать шлепками и криками. Ведь ребенок утверждает свою волю, а она ему нужна в жизни. Он проявляет свою самостоятельность, без нее в будущем не обойтись. Самостоятельность ребенка – это отражение актуальности его развития, это важный этап становления его личности. Мешать взрослению в этот период – значит, способствовать отрицательным явлениям, иждивенчеству, инфантильности.
Врач – психоневролог В. Леви дает три совета при раннем упрямстве: в одной трети случаев уступить ребенку, если не особенно опасно для его здоровья, и малыш получит жизненный урок, в одной трети – настоять на своем, а в оставшейся трети случаев – отвлекать, переключать внимание малыша на что-то важное для него.
Второе обострение упрямства наступает в 6-8 лет, иногда чуть раньше, иногда чуть позже. Дело в том, что в это время родители перестают быть единственными авторитетами. Есть люди, которые что-то умеют делать лучше, в чем-то больше осведомлены. Да и у ребенка изменился образ жизни: вместо игрушек – учебники, вместо игры – учение, вместо прогулок – труд и спорт. И родителям постепенно приходится отказываться от бесконечных советов, обязательных требований, от желания диктовать условия, настаивать на своем.
Младший школьник должен иметь свободу выбора линии поведения: сходить в магазин за продуктами или иным образом помочь по дому, заняться любимым делом или готовиться к урокам. Рецидивы упрямства всегда связаны с тем, что нарушаются какие –то маленькие права и свободы ребенка. Он сам выбирает образец для подражания, сам строит свои отношения с окружающими, совершает ошибки, терпит неудачи. Сам! Это необходимое условие его опыта, его развития. Всякая категоричность взрослых, как правило, создает условия для накапливания ребенком ошибок. А вот совет, объяснение, сопереживание, напоминание, выражение надежды, уверенности в его силах предупреждают упрямство.
Третий период упрямства – подростковый, самый сложный. Здесь чувство взрослости не позволяет подростку всегда и во всем слушать родителей: формируется ложное убеждение в том, что товарищи засмеют. А их мнение в этот период важнее мнения родителей. С этим иногда не могут примириться многие папы и мамы. Но это тоже потребности роста и необходимый элемент развития психики. В общении со сверстниками формируются коллективизм, общительность, уступчивость, сотрудничество.
Дети становятся коллективистами – и родители переходят на коллективный стиль воспитания. Иначе неизбежно сталкиваются интересы взрослых и детей, неизбежны ссоры, конфликты, отчужденность, непонимание. Каждый удар по самолюбию, каждый конфликт с подростком обостряют его сопротивление родительской воле. Ребенок будет подчиняться ей в том случае, если эта воля – не приказ, не требование, а совет, предложение, если она выступает как доверие подростку, как уважение его личности. Совершенно недопустимо подчеркивание неполноценности собственного ребенка, унижение его недоверием, подозрениями. В ребенке живет и действует потребность в самостоятельности, энергия взросления, потребность в самопроявлении и самосовершенствовании.
А.С. Макаренко однажды сказал: «Всю мудрость семейного воспитания можно выразить одним словом: требовательность!» и чем больше родители любят ребенка, тем выше должна быть их требовательность к нему. В этом смысл подлинного гуманизма. Когда ребенок научится любить других больше себя, он научится главной мудрости на земле: не получать счастье, а делать счастливыми других, любить людей больше себя самого. И тогда будет время, когда повзрослевший сын скажет матери те же слова, которые слышал от нее в детстве: «Ну что ты, не плачь. Давай я вытру слезы. Вот, молодец, улыбнись».