ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ. Трудолюбивый трудным не бывает
- 25-05-2014, 19:20
- Консультации
- Автор: admin
Гражданская позиция родителей должна повседневно, но не навязчиво проявлять в их действиях и поступках.
В. Панферова, дочь писателя Ф.И.Панферова, опубликовала некоторые письма своего отца. В них образец отношения к жизни и пример того, как можно быть заботливым отцом и гражданином.
«Вот тебе и стукнуло четырнадцать лет. Ты уже не ребенок, ты становишься взрослым человеком, человеком, который вступает в жизнь по – настоящему, у которого беспечные годы детства остаются позади. Впереди, девочка, жизнь, суровая, тяжелая и красочная.
Впрочем красочная и красивая она может быть только тогда, когда сам человек умеет брать от нее красочное и красивое. Иначе она, жизнь, повернется к нему скверной стороной, отвратительной стороной, той, которой живут обыватели, мещане и прихлебатели всех мастей.
Я тебя, девочка, очень люблю. Я так же крепко люблю и Кимку, но Кимка мужчина, а ты женщина.
У Кимки жизненный путь расчищен веками, твой же путь – путь женщины – веками затирался, веками посыпали шипами. Твой путь трудный, девочка. И вот если ты поймешь теперь же, что тебе будет очень трудно жить, если ты не встанешь на самостоятельные ноги, то есть просто выйдешь замуж, народишь детей и окончательно попадешь под власть мужа. Надо быть самостоятельной. А для этого надо прекрасно учиться и теперь же подумать над тем, кем ты будешь в дальнейшем. Если ты хочешь быть инженером – положи все силы на то, чтобы быть первейшим инженером, гениальным инженером, творцом – инженером. Если ты хочешь быть агрономом, то самым лучшим в мире… То есть надо быть творцом. Тогда все двери жизни откроются перед тобой, тогда ты будешь владыкой умов, самостоятельным человеком. А об этом надо подумать теперь же. В твои годы закладывается человек. Пропустишь эти годы, там все пропало..»
Гражданская позиция родителей выражается прежде всего в их трудолюбии, любой коллектив, будь – то семейный или школьный, воздействует на ребенка через деятельность взрослых и детей. Там, где дети не только видят пример родителей в труде, но и участвуют в нем, помогая взрослым, заботясь о них, трудновоспитуемость – редкое явление.
Генерал А.Горбатов, вспоминая свое детство, отца, писал: «По тому, как трудились родители, мы, дети, прекрасно понимали, что труд – первая необходимость и потребность человека. Трудовая обстановка в семье тоже была огромной воспитательной силой. Дети всегда любят подражать взрослым. И если они будут подражать трудолюбию отца и матери, можете быть уверены, что они стоят на верном пути, у них хорошее будущее, кем бы они ни стали. Если же у ребенка не будет вызвана страсть к труду тревожьтесь за его будущее. Привычка детства останется и у взрослого. То, что для ребенка становится необходимостью, то перерастает в потребность взрослого»
Обслуживание себя, помощь по дому, спорт, учение – ведущие виды деятельности детей. Ученые выделили некоторые трудовые умения и навыки, которые должны быть сформированы в каждом конкретном виде деятельности в определенном возрасте.
В дошкольные годы воспитывается умение одеваться, раздеваться, складывать игрушки, мыть их, поддерживать порядок в уголке с игрушками, помогать убирать в квартире( поливать цветы, вытирать пыль, подметать), чистить щеткой одежду и обувь( свою и младших братьев, сестер), стирать мелкие вещи( носки, гольфы, платки, майки, одежки для кукол).
В младшем школьном возрасте ребенок уже должен иметь постоянные трудовые обязанности в семье, участвовать в работах на приусадебном участке или даче, помогать по дому: убирать квартиру, мыть посуду, ходить в магазин за покупками, готовить простые блюда; помогать младшим в семье, бабушке, дедушке; у мамы учиться вязать, вышивать, шить; у папы – изготавливать что – либо для дома, выпиливать, выжигать, ремонтировать.
Некоторые родители считают, что специально заниматься подготовкой детей к труду, к семейной жизни не обязательно, жалуются на нехватку времени. Другие относятся к этому со всей ответственностью и формируют у детей убеждение в том, что жизнь – непрерывный труд, в какой бы форме он ни выражался.
Например, многодетная мать Аман Бике Софиева считает, что дети – драгоценность, но еще большая драгоценность – их воспитание. К детям у нее свой подход, свая требовательность: сыновья берегут славу семьи, а дочери – честь. В семье складывались такие традиции. Аман Бике разводила огонь, и дочери ее с детства вместе с ней пекли хлеб. Аман Бике ткала ковер, и дочери постигали это нелегкое искусство. Она вышивала узоры на платье, и дочери повторяли за ней узоры или придумывали свои, еще замысловатее, еще изящнее.
В процессе такой совместной деятельности воспитываются бережливость к результатам чужого труда, к вещам, щедрость в отношении к старшим и младшим членам семьи приобретаются навыки гигиены, самообслуживания, воспитывается аккуратность, чуткость, заботливость, умение подчинять личные интересы интересам других членов семьи, скромность, пытливость.
Труд создает жизненный опыт – благодатную основу для восприятия советов и увещеваний родителей. Без этого опыта все слова не имеют силы педагогического воздействия. Об этом хорошо сказала дочь известного писателя А.С. Новикова – Прибоя: «Слово без примера, которому с удивительной чуткостью подражают дети, так же мертво а педагогике, как и пример без слова».
Главные задачи семейного воспитания подростков – формирование культуры поведения, учения и труда, умения учиться, организовывать свою работу и рабочее место; приучение к самоанализу и самооценке результатов своей деятельности; воспитание ответственного отношения к семейным обязанностям, нетерпимость к лени, недобросовестности, эгоизму. Трудовые поручения в семье строятся на простом правиле: все, что делают родители, должны уметь делать их дети – подростки: стирать и гладить белье, готовить еду для всей семьи, помогать отцу в ремонте квартиры, автомобиля, мотоцикла и пр.
Здесь хочется привести рассуждения одной матери: «Я считаю, что очень хорошо, если ребенок привыкнет делать с матерью хозяйственные заботы, которых у женщины всегда много. Мой Слава (ему 15 лет) меняет со мной постельное белье, провожает меня в прачечную. На обратном пути встречает. Если свободен от уроков, стирает вместе со мной»
Ответственно относится к воспитанию детей В.Ф. Руднев, командир легендарного корабля «Варяг».Его сын вспоминает, как отец прививал детям с самого раннего возраста навыки морского дела: « В детской были целые флотилии картонных кораблей, изготовленных самими детьми. Эти корабли помогал нам мастерить отец, иногда просиживая часами с ножницами и клеем. В воскресные и другие праздничные дни раздвигался большой обеденный стол, и там «эскадры» кораблей развертывались в целые боевые построения, проделывая сложные маневры, вступая в «сражения».
Часто отец задавал мне серьезные не по возрасту вопросы: каковы обязанности штурмана перед выходом в море, как изготовить корабль к бою, к наступающему шторму, туману? В девять лет я безошибочно знал пангаут корабля, название парусов, частей такелажа…
В любую погоду отец вместе со мной уходил в море. Подчас приходилось туго, я, естественно, терялся, но отец подбадривал»
Как видим, это не просто приучение к труду, это посвящение в профессию.
Воспитывая подростков в труде, родителям важно знать, что в 11-13 лет развитие моторики (органов движения) становится ведущим направлением развития всей психики, а поэтому в данном возрасте в 2-3 раза быстрее, чем в любом другом, формируется трудовые умения и навыки, а значит, быстрее складывается индивидуальный трудовой опыт. В это время у большинства детей
Проявляются дарования и способности, зарождается призвание. Поэтому так важно, чтобы подросток опробовал свои силы в разнообразных видах деятельности.
Подлинная социальная и трудовая направленность семьи обеспечивает подготовку ребенка к творческой работе. Мы имеем в виду не занятие творческой деятельностью (допустим, художника, писателя, ученого, конструктора), а готовность и способность выполнять свое дело творчески – самостоятельно, оригинально, вдохновенно.
В старшем школьном возрасте организм детей полностью готов к выполнению самой сложной и напряженной домашней работы. Конечно, бывает, что юноша или девушка быстро утомляются, но это скорее от нерегулярного участия в трудовых делах семьи.
Нетрудовой образ жизни старшеклассников – не просто упущение в воспитании, это безответственность перед их будущим, ибо профессиональное самоопределение личности основывается на трудовом жизненном опыте. Логика родительской любви должна быть такой: я тебя очень люблю, но будь взрослым, будь ответственным за свое поведение, сам зарабатывай по возможности, сам за все отвечай!
Именно так готовил к взрослой, самостоятельной трудовой жизни свою дочь Ф.И. Панферов. В одном из писем к ней есть такие слова: «Любовь к своему детищу может испортить его. Я тебя люблю, но я обязан (обязан, обязан и еще раз обязан) временами критически смотреть на тебя, чтобы не походить на крыловскую обезьяну. Помнишь крыловскую обезьяну? И я так и смотрю на тебя. Да, ты умница, но у тебя … есть один недостаток – ты не думаешь о том, что ты уже взрослый человек и что тебе пора жить самостоятельно, то есть не играть в жизнь, а творить ее…»
Без таких социальных установок родителей, без гражданской самоотдачи в труде, без оптимистической веры в радость труда невозможно трудовое становление ребенка, невозможна профилактика отклонений в его поведении.