SITE.RU

Логин:
Пароль:
Регистрация | Забыли пароль? |
123
» » Влияние культуры поведения воспитателей и родителей на нравственное развитие детей

Влияние культуры поведения воспитателей и родителей на нравственное развитие детей

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возра¬ста тесно связано с формированием у них этических представ¬лений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактиро¬вать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т. п., нужно быть добрым, честным, вежливым...» — недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действи¬тельность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправ¬ляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иног¬да рождают хитрость, приспособленность. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Нужный результат в воспитании дошкольников может быть, достигнут только в случае плодотворного контакта воспитателей с семьей: нравственное воспитание – дело общее! И семья входит в число непосредственных участников этого процесса, а значит, педагог сада должен знать, как протекает жизнь ребенка, когда он покидает стены детского сада. Воспитатель и родители должны совместно влиять на ребенка.
Часть родителей, осознавая свою меру ответственности за приобщение ребенка к моральным ценностям, принимает на себя бремя его нравственного воспитания. Другая часть предпочитает передать связанные с этим обязанности общественным институтам.
Кризис всех сфер жизни с неизбежностью повлек за собой и кризис в умах родителей, которые оказались неготовыми к ответу на вопрос, какие же качества у ребенка нужно воспитывать: честность, порядочность, благородство, великодушие или выживаемость, стоицизм, деловитость; вежливость, чуткость, доброжелательность или напористость и жестокость.
Не может не повлиять на детей и культ антигероя, созданного массовой культурой. Героика литературных произведений, рекомендуемых для детского сада, часто резко контрастирует с тем, что дети видят по телевизору дома. Поэтому очень важно воспитателям просвещать родителей.
При формировании у детей этических представлений воспитателям детского сада необхо¬димо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредоточи¬вать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предло-жить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку дошкольного возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представление о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других,— одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.
Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен кропотливой работой взрослых над развитием нравственного созна¬ния детей. В одном случае дети знают правила, но поступают непра¬вильно; в другом — поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы; в третьем — поступают хорошо, но не спо¬собны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются равнодушны к пове¬дению окружающих, бывают категоричны в своих суждениях о пове¬дении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутст¬вии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого — формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен забо¬титься о развитии нравственного сознания ребенка и потому, прежде всего сам должен определять, с какой целью совершает ребенок тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели.
Почему нужно поступать так, а не по-другому? Почему нужно быть чест-ным? Почему возникла ссора между Алешей и Олей, кто в этом виноват? Ответить на подобные воп¬росы дошкольникам трудно, но такие вопросы способствуют развитию нравственного сознания детей, приучают их отличать ложь от искрен-ности. Например, дети пытаются обосновать причину выбора свер¬стника в друзья его душевными качествами: «Он добрый, со всеми играет, никогда не дерется, умеет помогать». Однако порой ребята видят в сверстнике только внешнее и симпатизируют тем, кто этого не заслуживает. «Лена красивая, поэтому я играю с ней»,— говорит Наташа, не замечая, что Лена бывает грубой и равнодушной по отно¬шению к товарищам. Воспитатель должен обращать особое внимание на то, насколько искренни поступки детей.
Например, все дети старшего дошкольного возраста знают, что лгать — плохо. Но на вопрос, почему это плохо, они обычно отвечают: «За это наказывают». А если бы не наказывали? Ответить на этот вопрос не может почти никто из детей, им еще не хватает знаний. Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. У мальчика нет не только чувства доброты, но даже образного представления о нем — он считает, что его просто «ограбили» по требованию мамы. Отсюда и обида, и желание отомстить «виновнице». Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать честно надо не только потому, что за это наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах.
Умение думать о других, замечать, что происходит вокруг, при¬ходит к ребенку постепенно. И в этом ему должны помочь взрослые.
Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим по¬является у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.
Просмотров: 2294
0

Комментарии к статье