Международный день глухих
- 22-09-2023, 10:00
- Информация
- Автор: admin
Ежегодно в последнее воскресенье сентября во всем мире отмечается международный день глухих.
На данный момент в Беларуси насчитывается около 10 тысяч инвалидов с нарушением слуха.
Международный день глухих (International Deaf Day), отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1958 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых, ВФГ (World Federation of the Deaf, WFD) в сентябре 1951 года. Он завершает последнюю полную неделю сентября, которая отмечается как Международная неделя глухих (International Week of the Deaf).
Цель Дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. Ведь, по статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков.
На планете 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов.
Всемирная федерация глухих (ВФГ), которая сегодня объединяет 125 национальных организаций всех пяти континентов, в 1950-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов.
Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. Десятки замечательных и великих личностей были глухими. Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза: «С плохим слухом во дворце делать нечего».
История знает и другие великие имена. Виктор Гюго — автор «Собора Парижской Богоматери». Людвиг Ван Бетховен — величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — французский скульптор. Жан-Жак Руссо — французский философ и писатель.
В настоящее время, по данным ВОЗ, разными нарушениями слуха страдает около 466 миллионов человек — это более 5% населения мира, из них больше половины страдают от инвалидизирующей потери слуха.
В 1760 году аббат де Л’Эпе (Charles-Michel de l'Épée) основал первую школу во Франции — Парижский институт глухих (Institut National de Jeunes Sourds de Paris). Аббат был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка.
К концу 19 века в Беларуси по образцу уже существующих в России училищ были созданы единичные специальные учреждения для детей с нарушением слуха, речи и зрения. Минское училище для неслышащих и заикающихся детей было открыто учительницей С.О. Окунь (в замужестве – С.О. Нисневич) и М.Я. Нисневич. Училище действовало с 1880 по 1906 год.
Витебская школа для неслышащих детей создана слабослышащим выпускником Санкт-Петербургского училища для глухих И.О. Васютовичем
(существовала с 1896 по 1917 год). С 1908 года в Минске работала частная школа для неслышащих детей, созданная сурдопедагогом-энтузиастом Р.В. Слиозбергом, который ранее занимался индивидуальным обучением глухих (неслышащих) в Гомеле.
Содержание обучения глухих (неслышащих) и слабослышащих детей в Беларуси включало общеобразовательную подготовку и обучение профессии.
В настоящее время системы и методы обучения лиц с нарушением слуха
совершенствуются.
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особенностями психофизического развития. Именно так на современном этапе возникли концепции интеграции и инклюзии (обучение в общем потоке) и билингвизма (двуязычие), который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.
Дата создания Белорусского общества глухих – 3 августа 1931 г. – утверждение положения Белорусского объединения глухих. В настоящее время белорусское общество глухих сотрудничает с университетами, школами, проводит с их представителями совместные мероприятия. Общество продолжает работать в различных направлениях: трудоустройство, образование лиц с нарушением слуха, организация их досуга и т.д.