SITE.RU

Логин:
Пароль:
Регистрация | Забыли пароль? |
123
» » Консультация для педагогов

Консультация для педагогов

ПРЕВРАЩЕНИЕ РЯДА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИВЫЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЁНКА С АУТИЗМОМ В СИСТЕМУ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Рассматривая пути коррекции проблем¬ных сторон аутичных детей, многие авторы обращают внимание на трудно¬сти контакта с ребёнком, особенно в возрасте 2,5—3 лет. Отмечается, что наибольшее зна¬чение имеет основное нарушение, говорится о том, на что в первую очередь необходимо воздействовать в ходе коррекционной рабо¬ты с ребёнком. Одни исследователи-практики склоняются к тому, что первоочередным яв-ляется устранение центрального нарушения в системе аутичных проявлений, другие счи¬тают, что более эффективным будет прямое воздействие на причину возникновения ау¬тизма. Невозможно осуществлять коррекцию всех нарушений одновременно, тут требуют¬ся определённые систематизированные стра¬тегии воздействия. Так, хорошо себя зареко¬мендовал метод эвритмии (подкреплённая му¬зыкой коммуникативная терапия).
Данный вид терапии отличается от тра¬диционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений между музыкой и ребёнком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит всё своё время. С помощью музыкальной ком¬муникативной терапии до ребёнка пытают¬ся донести практическое понимание того, что диалог и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддержания этого типа общения через опыт, который сам по себе коммуникативен и является аналогом активной речи [1, с. 211]. В процессе заня¬тия ребёнок сам формирует доверительные связи со взрослым. Музыкальная терапия пригодна для любого ребёнка с аутизмом вне зависимости от тяжести нарушения или от интеллектуального уровня.
Важным и нужным моментом в коррек¬ционной работе с ребёнком с аутизмом является ведение взрослым записей. Система¬тические записи о занятиях и достигнутых успехах ребёнка нужно проводить по мно¬гим причинам.
В сборнике упражнений для специалистов и родителей «Поддержка аутичных и отстаю¬щих в развитии детей» [2] предлагается вести самостоятельные записи, которые предостав¬ляют гарантированную основу для оценки прогресса ребёнка и возникающих трудно¬стей, базу для принятия решения об отмене задания, остановке или замене его другим.
Записи должны вестись так, чтобы они удовлетворяли этим требованиям, но не пе¬регружали того, кто ведёт их. Необходимо приспособить записи к определённому ре¬бёнку и ситуации. Опыт показывает, что нельзя использовать один и то же формуляр для всех детей. Для каждого ребёнка долж¬на быть разработана индивидуальная схе¬ма, которая, с одной стороны, должна быть простой в применении, а с другой — содер¬жать достаточно важную информацию. Как правило, чаще всего используются форму¬ляры, разработанные теми, кто их приме¬няет. Могут регистрироваться спонтанные способы поведения ребёнка, которые прояв-ляются вне занятий, но имеют отношение к учебным и коррекционным целям. Этот вид записи особенно важен в работе с аутичны-ми детьми, так как во время структуриро¬ванных ситуаций они нередко приобретают навыки, которые вряд ли затем использу¬ют в повседневной жизни. Лучший способ избежать такого расхождения — использо¬вать спонтанные наклонности ребёнка для овладения навыками. Это предполагает на-блюдение за тем, когда и как проявляют¬ся спонтанные наклонности в повседневной жизни. Если записывают, что ребёнок дела¬ет спонтанно, то наблюдают за его поведением особенно внимательно. Это помогает родителям и педагогам найти пути, позво¬ляющие ребёнку спонтанно использовать в быту новые навыки.
У детей с аутизмом наблюдается искаже¬ние эмоционально-волевой сферы. Им при¬сущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, от¬сутствие интереса и понимания окружаю¬щего мира.
Обнаружено пять наиболее часто встре¬чающихся категорий особенного поведения аутичных детей:
- поведение, приносящее вред самому себе: кусание собственных рук или удары по голове;
- агрессивное поведение: битьё или оплё¬вывание;
- прекращение деятельности через броса¬ние предметов, крик или уход из-за стола;
- постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов;
- дефицит поведения: неконтролируемое поведение, недостаток спонтанности, неже¬лание физического контакта, краткая про-должительность внимания и неспособность допускать изменения привычек [2, с. 224].
В ситуациях с проблемными способа¬ми поведения детей с аутизмом уместны¬ми будут следующие меры (рассмотрим их на примере детей, посещающих наш центр коррекционно-развивающего обучения и ре-абилитации).
 Поведение ребёнка, приносящее ему повреждения.
Поведение. Бьётся головой о стол.
Меры. Алексей бьётся головой, ког¬да разъярён. Порой он злится на учебный материал, который лежит у него на столе. Иногда явных причин, почему он приходит в ярость, не обнаруживается.
В любом случае надо прервать битьё го¬ловой, чтобы ребёнок сам себе не навредил. Во время занятия следует сесть рядом с ним. Как только он наклонится вперёд и один раз ударится головой, толкните его стул, чтобы он потерял равновесие. 2—5 секунд держите стул в косом положении, затем верните его на место. Повторяйте это каждый раз, когда ребёнок бьётся головой. Не ругайте и вообще не разговаривайте с ним, пока стул находит¬ся в опрокинутом положении.
Условие успеха. В то время, ког¬да стул был опрокинут, Алексей не мог до-
стать головой до стола — битьё было пре¬рвано. Ему вообще не понравилось, что он потерял равновесие, для него это был очень неприятный опыт. После многократных по¬вторений мальчик заметил, что его стул тогда опрокидывается, когда он хочет бить¬ся головой. Вскоре он начал подавлять в се¬бе этот импульс. Всё произошло без словес¬ных указаний, так как Алексей ещё не раз¬говаривает.
 Агрессия.
Поведение. Кусание окружающих.
Меры. Если ребёнок вдруг укусит вас или кого-то другого, то сразу же встаньте, поднимите его вверх, держа под мышки, и отнесите на другой стул, который стоит в углу комнаты. Посадите его быстро и уве¬ренно на стул лицом к стене. Затем отой¬дите, ничего не говоря. Игнорируйте крик ребёнка. Вернитесь к нему через 10—15 секунд и подведите его к столу, чтобы про¬должить работу, как будто ничего не слу¬чилось. Следует помнить, что ребёнок мо¬жет не понять ваших слов и ваши уговоры не принесут успеха.
Условие успеха. Хотя Толе это не приносит боли, он не хочет, чтобы его под¬брасывали вверх и уносили прочь. После нескольких повторений мальчик был в со¬стоянии понять, что такое происходит, ког¬да он кусает людей. Из-за короткого перио¬да концентрации внимания ребёнка с аутиз-мом важно оставлять его на стуле не более чем на 10—15 секунд, иначе он забудет, по¬чему там сидит. Постоянный перенос Толи в другое место после каждого укуса оказал¬ся существенным для успешности предпри-нятых мер.
 Стереотипы.
Поведение. Цепляется за взрослых, как маленький ребёнок. Ребёнок чрезмерно долго цепляется за шею матери, болтает ногами, ес¬ли его хотят ссадить, и отказывается ходить.
Меры. Павел слишком большой, чтобы его держать и носить на руках, как младен¬ца, однако вы хотели бы показать ему своё расположение. Так как ребёнок ведёт се¬бя слишком стереотипно и нелегко меняет привычки, вы должны быть тем человеком, который способен внести изменения. Это можно сделать следующим образом.
Откажитесь от того, чтобы держать и но¬сить его, как младенца.
Обучите его игре, во время которой ну¬жен нежный контакт.
Если ребёнок, например, расставит руки, чтобы его взяли, то сядьте рядом с ним на диван или на пол и обнимите его. Затем от¬пустите его и научите игре в ладушки. Пой¬те с ним, улыбайтесь, хвалите и обнимай¬те его. Дайте ребёнку любимую игрушку и останьтесь некоторое время с ним. Если он отказывается идти, то не поднимайте его. Держите его за руку или обнимите за плечи. Если ребёнок всё ещё не хочет идти, то пре¬рвите контакт с ним и отвернитесь. Затем вернитесь к нему и попытайтесь ещё раз. Побудите его идти с вами, указав на его лю¬бимую игрушку или вознаграждение, к ко¬торому вы идёте. Сначала ребёнок этому не обрадуется, но если вы будете последователь¬ны, он научится изменять правила.
Условие успеха. Хотя Павел не¬сколько дней протестовал, ему понрави¬лась игра в ладушки и он смог отказаться от привычки цепляться. Он был в состоянии несколько минут играть с любимой игруш¬кой после того, как мама ушла. Мальчик был готов идти рядом с ней, если видел то, что хотел иметь. Его младенческое цепляние основывалось на старой привычке, а также на неспособности заняться чем-то другим.
• Дефицит поведения.
Поведение. Недостаточная инициати¬ва: ребёнок пассивно ждёт стимула извне.
Меры. Поставьте банку с мыльной пе¬ной рядом с собой и дайте ребёнку (в на¬шем случае — Анне) блюдо с двумя бусин¬ками и шнурок. Помогите нанизать первую бусинку. Помогите также начать нанизы¬вать вторую и скажите, когда она наниза¬на: «Готово!» Уберите бусинки, дайте ребён¬ку мыльную пену, и пусть он выдувает пу¬зыри. Затем дайте ещё две бусины. Теперь не помогайте, но напомните: «Сначала сде¬лать, а затем дуть пузыри!» Если две буси¬ны будут нанизаны без помощи, то в следу¬ющий раз дайте три и не помогайте.
Условие успеха. Начав с очень ко¬роткого и простого занятия, Анна скоро узна¬ла, что она может получить свою любимую игрушку без особых трудностей. Девочка привыкла быть активной, так как помощь,
на которую она рассчитывала, отсутствовала и она не получала игрушку для выдувания пузырей, пока не стала активной.
Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка с аутизмом очень важна, так как эмоциональные процессы в норме являют¬ся той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все осталь-ные функции, такие как восприятие, вни¬мание, память, мышление, воображение.
Одним из показателей и условий хоро¬шего физического и психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, то есть мелкой пальцевой моторики.
Для детей с аутизмом полезно использо¬вание оздоравливающих и исцеляющих ви¬дов ручного труда, таких как занятия с пе¬ском, водой, бусинами, крупами, тестом, глиной. Перебирание приятных на ощупь вещей руками может избавить от плохого настроения, агрессивности, так как кожные рецепторы чувствительны к лёгким механи¬ческим воздействиям.
Как известно, имеется тесная связь боль¬ших полушарий мозга с нервными оконча¬ниями, заложенными в подушечках паль¬цев и кистях рук: от них посылаются сигна¬лы в мозг, в те центры, которые управляют эмоциональным состоянием. Так, игра с пе¬ском позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, так как песок обладает способностью «заземлять» негативную пси¬хическую энергию. Глина несёт тепло, уют. Рука при соприкосновении с песком, гли¬ной получает знания — основу мышления и стабилизирует эмоции. Рука ребёнка, со¬прикасающаяся с водой, даёт чувственное представление о её свойствах, развивает и гармонизирует работу мозга [3].
Примеры таких игр приведе¬ны ниже.
Игры с водой
Переливание воды
Чтобы ребёнку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, ста¬канчики, мисочки различных размеров. Те¬перь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
Открывай — закрывай!
Переверните наполненную водой пласти¬ковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Про-комментируйте свои действия словами: «За¬крыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: «Лена {побуждайте ребёнка использовать обращения), открывай!» Открыли — снова потекла водичка, буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребён¬ка, побуждая его закрыть и открыть воду.
Фонтан
Если подставить под струю воды лож¬ку либо пузырёк с узким горлышком, полу¬чится «фонтан». Обычно этот эффект приво¬дит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фон¬тан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребёнка по¬вторить действие за вами.
Игры со свечами
Подуем на огонёк
Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит — как кра¬сиво!»
Помните, что ребёнок может испугаться, в таком случае отложите игру.
Если реакция положительная, предло¬жите подуть на пламя: «А теперь поду¬ем... Сильнее, вот так — ой, погас огонёк. Смотри, какой поднимается дымок». Ско¬рее всего, ребёнок попросит зажечь свечу снова.
Ребёнок получает удовольствие. Кроме того, задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
Рисуем дымом
Держа в руке потушенную свечу, пори¬суйте в воздухе дымом: «Смотри, какой ды¬мок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.
Праздник на воде
Наполнив таз водой, опустите на её по¬верхность одну или несколько плавающих свечей — в тёмной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эф¬фектное, с переливающимися в воде свето¬выми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.
Игры с крупами
Прячем ручки
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами, ощутите её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложи¬те ребёнку присоединиться: «Где мои руч-ки? Спрятались. Давай и твои ручки спря¬чем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно исполь¬зовать другие крупы.
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую.
Пересыпайте крупу руками, обращая вни¬мание ребёнка на звук, который при этом слышится.
Дождь, град
Ребёнок может захотеть рассыпать кру¬пу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому раз¬витию событий — позвольте ребёнку сде¬лать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождём» или «градом».
По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спин¬ку ребёнка, если он позволит.
В завершение такой игры организуйте уборку.
Игры с пластилином, тестом, глиной
Перед проведением данных игр обучают навыкам работы: предложенный материал мнут и ощупывают, надавливают и размазывают, скатывают шарики, раскатывают колбаски, режут на куски, затем организу¬ются игры.
Пластилиновые картинки
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и раз¬мазывания. Таким простым способом мож¬но быстро делать самые разнообразные кар¬тины: размажьте по картону зелёный пла-стилин — это травка, отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их — готова полянка с ягодами. Таким же способом в синем пруду поплывут золотые рыбки, а на голубом картоне поя¬вится жёлтое пластилиновое солнышко с лу¬чиками. Размажьте на тёмном фоне разно¬цветные кусочки пластилина — получится салют. А если к картонному кругу прида¬вить разноцветные пластилиновые лепёшеч¬ки, то получатся «конфетки на тарелочке».
Приготовление еды
Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета — получились ягоды, а разно¬цветные шарики станут конфетами или вита-минами. Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использо¬вать ушные палочки, предварительно удалив вату), получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластили¬на — готова колбаса, а если тонко-тонко рас¬катать белый пластилин — выкладываем на тарелку спагетти. Разрежем кусок светло-ко-ричневого пластилина на кусочки — это хлеб.
Итак, угощение готово, приглашаем ку¬кол на обед. Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать день рождения




Одновременно предложенные игры вы¬полняют и такие функции, как:
развлекательную — создают благопри¬ятную атмосферу;
релаксационную — снимают напряже¬ние, вызванное негативными эмоциями, пе¬регрузками;
коммуникативную — способствуют со¬трудничеству;
воспитательную — формируют мо¬ральные качества;
развивающую — развивают важней¬шие психические процессы;
коррекционную — исправляют эмо¬циональные, поведенческие проблемы ре¬бёнка;
лечебную — способствуют выздоров¬лению;
• профилактическую — предупреждают появление психосоматических болезней.
Нужно не забывать, что коррекционная работа должна прежде всего основывать¬ся на уже сложившихся формах игровой деятельности. При этом необходимо нахо¬дить адекватные приёмы для формирова¬ния полноценной игры как бы в обход сим¬птомов нарушенного развития. Попытки сразу же установить контакт либо навязать ребёнку определённые виды деятельности без учёта доступного этому ребёнку уров¬ня коммуникации могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не долж¬но быть никаких речевых инструкций, ре¬бёнку предоставляется полная свобода. Да¬лее — активное включение взрослого в дея¬тельность, что даёт ребёнку понять преиму¬щества совместной работы со взрослым.
Список использованной литературы
Детский аутизм. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. и слуш. спец. фак-тов / сост. Л. М. Шипицына. — СПб. : Междунар. ун-т семьи и ребёнка им. Р. Валленберга, 1997. — 254 с.
Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: сб. упр. для специали¬стов и родителей / Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватере. — Минск : БелАПДИ «Открытые две¬ри», 1997. — 254 с.
Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г. А. Любина, О. В. Желонкина. — Минск : НМЦентр, 2002.
Ковалец, И. В. Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональ¬ным развитием (с аутизмом) в раннем возрасте / И. В. Ковалец // Дзфекталогся. — 2005. — № 3.
Ковалец, И. В. Программы индивидуального обучения: Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом / И. В. Ковалец. — Минск : НМЦентр, 1998.
Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов/ А. Н. Коноплёва [и др.]; науч. ред. А. Н. Коноплёва. — Минск : НИО, 2004. — 176 с.
Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодей¬ствия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. — М. : Теревинф, 2004. — 136 с.

Просмотров: 2241
0

Комментарии к статье

Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.